В последние десятилетия в западных странах сформировалась тенденция сокращения потребления нефти. Власти призывали граждан приобретать экономичные автомобили, переходить на «зелёные» технологии и т.д. Эти усилия привели к тому, что с каждым годом потребление нефтепродуктов сокращалось. Но сейчас эксперты наблюдают обратную тенденцию. О ней рассказывают представители Международного агентства энергетики (IEA), представившие соответствующую статистику.
Согласно опубликованным данным, в промышленно развитых странах с 2005 по 2014 годы спрос на нефть сокращался. Но теперь уже на протяжении трёх последних лет он только растёт. Аналитики связывают это с падением цен на нефть со $100 до $55 за баррель.
Если данный тренд сохранится, около 62% от падения спроса на нефть с 2008 года будет восстановлено к концу следующего года. Ещё недавно считалось, что относительно высокий спрос на нефть поддерживают развивающие страны. Но новая статистика показывает, что и развитые индустриальные государства также активно потребляют нефтепродукты. И до сих пор остаётся загадкой, когда же спрос на нефть достигнет пиковых значений. Мнения по этому вопросу расходятся. К примеру, специалисты Royal Dutch Shell советуют ориентироваться на следующее десятилетие.
Как утверждают в IEA, максимальное потребление нефти пришлось на 2005 год. Тогда спрос составлял 50,4 миллиона баррелей в день. Но уже в 2014 году этот показатель сократился почти на 10%. Предполагается, что негативным образом сказались высокие цены на нефть. Тем не менее, постепенно спрос начинает расти. Уже в следующем году он может составить около 47,4 миллиона баррелей в день.
Аналитик энергетических рынков Barclays Майкл Коэн считает, что рост потребления связан с низкими ценами. «Изменение цен на бензин привело к пересмотру приоритетов, люди больше не стремятся всеми силами экономить на топливе. Пусть далеко не каждый автолюбитель покупает внедорожник, но зато теперь потребители и не выбирают суперэкономные малолитражки, как это было в эпоху цен на нефть в $100 за баррель», — поясняет свою позицию Коэн.
Если ещё недавно казалось, что вскоре электромобили и гибридные транспортные средства начнут вытеснять бензиновые, то современная статистика опровергает это предположение. Так, на каждый купленный электромобиль в США приходится 60 приобретённых внедорожников с большим расходом топлива. В Китае этот показатель составляет 30 внедорожников к 1 электромобилю. В Европе – 25 к 1.
К слову, в 2009 году руководитель BP Тони Хэйуорд выразил уверенность в том, что спрос на бензин в США никогда не достигнет рекордных значений, установленных незадолго до эпохи высоких цен на нефть. Тем не менее, как утверждает департамент энергетики США, в августе текущего года спрос установил новый рекорд, составивший 9,9 миллиона баррелей в день.